Борьба с пьянством в Белёвском Уезде Тульской Губернии в XIX-начале XX вв. » Трезвая Тула

     Проблема борьбы с алкоголизмом в России в начале XX века стояла очень остро и обсуждалась на самом высоком уровне. 6-12 августа 1912 года в Москве состоялся Всероссийский Съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Съезд вынес резолюцию о том, чтобы все монастыри привлечены были к участию в борьбе с алкоголизмом путем устройства школ наподобие Сергиевской школы, что близ Санкт-Петербурга, и организации монастырских обществ трезвости.
     Реакцией Русской Православной Церкви на резолюции Съезда стало определение Святейшего Синода от 16 ноября 1912 года — 9 января 1913 года за № 10469, рекомендовавшее епархиальным начальствам перейти к практическому осуществлению резолюции Съезда о борьбе пьянством.
     В уездном городе Белёве Тульской губернии этот вопрос имел свою очень давнюю историю, связанную, на первый взгляд, с обычным явлением городской жизни — воскресным базаром. Базар в городе Белёве издревле существовал лишь по пятницам, до начала 1840-х гг. воскресный день чтился всеми, и во всех церквах Белёва совершалась поздняя литургия. Но в 1840-х годах крестьяне четырех уездов — Белёвского, Одоевского, Лихвинского и Козельского — стали по воскресеньям ездить в город Белёв для сбыта товаров и покупки разных принадлежностей своего домашнего обихода. Мало-помалу горожане стали уклоняться от посещения поздних литургий, отпирать свои лавки до литургии и заниматься торговлей. Чтобы торговцы и горожане не уклонялись от посещения храмов в воскресные дни, во всех церквах стали служиться ранние литургии. Торговля в воскресные дни после этого еще больше усилилась. В 1861 году было отменено крепостное право, стала быстро развиваться торговля, и явился в Белёве воскресный базар во всем его безобразии.
     В 1866 году Белёвское духовенство обратилось в Белёвское земское собрание с просьбой о перенесении базара с воскресенья на будни. После долгих совещаний городской и земской комиссией были подготовлены доклады, в которых духовенство было представлено как сующееся не в свое дело, бессмысленное и преследующее свои материальные интересы. Базар был назван в докладе «клубом для народа», благодеянием, источником благоденствия, местом самообразования и самоуправления в решении своих семейных дел (при совершавшихся тогда пропоях невест на тех же базарах!). Земское собрание отказало в удовлетворении просьбы духовенства на том основании, что от сельских обществ не поступило в собрание заявлений о том, чтобы базары были перенесены с воскресенья на будни. Насмешки над духовенством, поношение и угрозы отплатить за эту затею посыпались в адрес духовенства. Духовенство было поругано, а мамона и Бахус были возвеличены. Но духовенство не пало духом и стало все чаще и чаще напоминать гражданам о почитании воскресного дня. К городскому присоединилось и уездное духовенство во главе с уездными благочинными — В. М. Знаменским и А. И. Бессоновым.
     Результатом неустанной проповеди стало то, что в 1874 или 1875 году при Тульском губернаторе С. П. Ушакове крестьяне Белёвского уезда добились принятия Земским собранием постановления о перенесении базаров на будни. Но некоторые гласные городской думы подписали протест в отношении такого постановления. В думе состоялось собрание с целью отстоять воскресные базары. Постановление Земского собрания было опротестовано губернатором. Кабатчики и торговцы снова взяли верх над духовенством и утопили город в пьянстве, а вместе с тем утопили и многие городские капиталы — с увеличением пьянства в народе в базарные дни производительность Белёвского края прогрессивно уменьшалась, торговля в городе всё больше и больше падала. Многие торговцы обанкротились. От прежнего величия города, ведшего обширную торговлю, теперь осталась одна тень, да и та уже стала исчезать. Город обнищал. Люди церковные причину этого видели в нарушении заповеди о почитании воскресного дня.
     Духовенство в полном одиночестве делало всё, что можно было сделать против этого беззакония. В 1890 году преподобный Амвросий Оптинский благословил И. П. Воскову войти в Белёвскую городскую думу с предложением о перенесении базаров с воскресенья на будни. Сильное слово благочинного, прогремевшее сначала в Воскресенской, а потом и в Соборной церкви, затем в количестве 600 экземпляров отдельных оттисков разошедшееся по городу, смутило многих.      В городе раздались голоса, чтобы выгнать благочинного из города как возмутителя общества. Результатом переполоха, произведенного в Белёве заявлением И. П. Воскова и словом благочинного, стало постановление городской думы о том, чтобы торговые и питейные заведения в воскресные и праздничные дни открывать не ранее 8 часов утра, а в двунадесятые праздники не ранее 12 часов дня. К сожалению, о базаре в постановлении думы не было сказано ни слова. Базар по-прежнему начинался в воскресные дни вместе с рассветом, а кабаки открывались с заднего хода еще до рассвета.
     В первый же двунадесятый праздник после объявления постановления городской думы случилось чрезвычайное происшествие. В день Святой Троицы в 7 часов утра мимо квартиры благочинного и Воскресенской церкви со стороны базарной площади вихрем пронеслась толпа пьяных рабочих двух кирпичных заводов с песнями, пляской, гармониками и сквернословием и спустилась под узенькую Воскресенскую гору. Из-под Бобковой горы в то же время вышла целая толпа пьяных мастеровых и прошла с другой стороны церкви с песнями, буйством и сквернословием, направляясь к верхней площади. Это была насмешка кабатчиков над принятым городской думой постановлением и над благочинным. С этого дня еще сильнее стал раздаваться голос благочинного против базарных безобразий. Но, увы! Воскресный базар продолжал существовать.
     В 1894 году епископ Тульский и Белевский Ириней (Орда), посещая город Белёв, встретился с печальным явлением городской жизни, которого он ранее никогда и нигде еще не встречал и воочию увидел эту растлевающую народные силы язву, которая известна под именем воскресного базара. 22 мая 1894 года во время посещения епископом Иринеем Белёва на базаре было около 20 000 человек, несмотря на то, что еще было только 9 часов утра.
     При посещении Троицкой церкви епископ Ириней сказал слово о вреде воскресного базара, которое хотя и привело в смущение торговцев и кузнецов, но, вышедши из церкви, они пошли прямо к своим делам на базаре.
     В 1894 году против перенесения базаров на будни выставлялось два главных аргумента:
     1) чем тогда занять «молодцов», т. е. приказчиков, которые будто бы тогда предадутся пьянству;
     2) крестьяне будто бы тогда поедут со своими произведениями туда, где есть воскресный базар.
     «Но наивность и нелепость этих аргументов разве малое дитя не поймет, — писал протоиерей Михаил Федорович Бурцев. — «Молодцы» не сидят у нас в лавках в первые два-три дня Пасхи, и однако же не пьянствуют. В Козельске, Одоеве, Мценске и других соседних городах нет воскресных базаров, и однако же из-под этих и тем более из-за этих городов никто не едет в наш город с сеном, капустой, огурцами и прочими своими произведениями».
     В 1910-х годах в Тульской епархии было открыто несколько обществ трезвости: при Корсунской церкви села Семьяни Веневского уезда, при Параскевинской церкви села Гунькова Чернского уезда, при Успенском соборе города Каширы.
     18 января 1910 года настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Петр (Зверев) обратился к епископу Тульскому и Белевскому Парфению с прошением об открытии Братства трезвости при Белевском Спасо-Преображенском монастыре. «Вскоре после прибытия моего в Белевский Спасо-Преображенский монастырь, — писал он в прошении, — ко мне стали приходить православные люди, прося помочь им в борьбе со страстью пьянства, от которого страдают как сами они, так и их окружающие. Особенно за последнее время увеличилось число лиц, же¬лающих под благодатною сению Святой Православной Церкви оставить свою пагубную страсть и вступить на путь трудолюбивой христианской жизни. Признавая в этом явлении, что назрела насущная нужда среди самого народа отрезвиться, я решил, сколько Господь даст, помочь несчастным страдальцам в осу¬ществлении их благого намерения. Прилагая при сем выработанный мною Устав, имею честь усерднейше и почтительнейше просить Ваше Преосвященство разрешить мне открыть “Братство трезвости во имя святителя и чудотворца Николая при Белевском Спасо-Преображенском мужском монастыре”».
     22 марта 1910 года в Тульской духовной консистории слушали прошение настоятеля иеромонаха Петра о разрешении открыть при монастыре Братство трезвости. Тульская духовная консистория предписала иеромонаху Петру внести изменения в проект устава, предварительно согласовать открытие Братства с Тульским губернатором и представить устав на утверждение Святейшего Синода. 21 мая 1910 года постановление консистории было утверждено епископом Тульским и Белевским Парфением. 7 августа 1910 года Тульский губернатор Д. Кобеко сообщил Тульскому епархиальному начальству, что с его стороны не встречается препятствий к открытию Братства трезвости при Белевском Спасо-Преображенском монастыре, согласно проекту устава Братства.
     Уставом Братства начертывалась обширная программа деятельности по борьбе с недугом пьянства: совершение в воскресные дни вечернего богослужения с чтением акафистов Спасителю, Божией Матери и святым при народном пении; расположение трезвенников к усердному посещению храма Божия, хождению на исповедь и к Святому Причастию, исполнению постов и дру¬гих церковных установлений; паломничество к местночтимым святыням с пением священных песнопений; проповедь за богослужениями, а также внебогослужебные беседы, как в храме, так и вне храма, — в школах, в частных домах и прочих местах, — о вреде пьянства; устройство вне храма чтений, сопровождаемых показом соответствующих картин с помощью «волшебного фонаря»; распространение брошюр, книг и листков, установка витрин с листами, ярко изображающими и описывающими вред употребления алкоголя; открытие бесплатных амбулаторий, вечерних классов и библиотек-читален, соответствующих целям Братства; открытие собственных домов Братства трезвости, где бы, помимо чтений, библиотек и читален, можно было иметь дешевые чайные и столовые, а также другие благотворительные учреждения, где члены Братства имели бы возможность общаться между собой «для взаимного назидания и укрепления в подвигах трезвости»; ходатайства о закрытии винных лавок и других питейных заведений; посильная и разнообразная материальная помощь бедным трезвенникам.
     Члены Братства обязаны были строго соблюдать обет полного воздержания от алкоголя, «во всем быть верными и примерными чадами Святой Церкви Православной» и должны были располагать других лиц к трезвенной жизни, приглашая их вступить в Братство. Всеми средствами, не противоречащими закону, члены Братства обязаны были содействовать процвета¬нию святого дела — борьбе с алкоголизмом.
     Все члены Братства закрепляли свое вступление в Братство служением молебна пред иконой святителя Николая, имена их записывались в синодик для поминовения о здравии во время богослужения. Имена умерших членов Братства вносились в синодик на шестинедельное поминовение.
После молебна вступающий в ряды членов Братства в присутствии священника-руководителя пред святой иконой святителя Николая Чудотворца, осеняя себя крестным знамением, давал следующее обещание:
     «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Господи Иисусе Христе Боже наш, я раб Твой (имя), сознав всю скверну пьянства и грехов, от него происходящих, с полною готовностью и твердою решимостью даю искреннее обещание пред святою иконою св. Николая отныне совершенно не пить никаких охмеляющих напитков. Знаю, Господи, что пьяницы Царства Божьего не наследуют. По завету св. апостола Петра “Братство любите” я, с преданным святой Церкви Православной сердцем, вступаю в Братство трезвости во имя св. Николая Чудотворца, ради спасения своей души и назида¬ния ближних. Помоги мне, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего и молитвами святителя Николая под кровом святой Церкви Православной и в единении с братьями по вере выполнить сие мое святое обещание».
     После этого священник-руководитель произносил «Аминь», благословлял давшего обет трезвости и вносил в Братскую книгу для записи трезвенников имя, отечество и фамилию, а также год, число, месяц обета трезвости.
     Член Братства, нарушивший обет воздержания, подвергался первый раз внушению и увещанию священника-руководителя, а за вторичное нарушение исключался из членов Братства.
     Исключенный из членов Братства вновь принимался после сердечного раскаяния и более или менее продолжительного испытания.
     Членам Братства вменялось в обязанность воздерживаться от сквернословия и «черного» слова.
     Члены Братства также должны были братски поддерживать и укреплять друг друга в борьбе с пьянством, причем более твердые и сильные в исполнении обета должны были поддерживать своими советами, внушениями и ободрениями колеблющихся и слабых трезвенников.
     Членам Братства уставом советовалось обходиться с людьми, подверженными недугу пьянства, ласково и сердечно, взамен обычного грубого пренебрежительного отношения к таким людям.
     В случае смерти кого-либо из членов Братства ближайшие по месту жительства трезвенники должны были присутствовать на панихиде в доме умершего, а в день погребения проводить усопшего до места вечного упокоения. Вдове и детям умершего в случае серьезной необходимости члены Братства должны были оказать материальную помощь.
     Члены Братства в дни Небесного Покровителя и молитвенника Братства святителя Николая Чудотворца 9 мая и 6 декабря должны были непременно побывать хотя бы за одним богослужением в храме святителя Николая Чудотворца, что на Берестовой.
     В Братство трезвости принимались и люди, не пьющие вина, чтобы они служили образцом и примером для слабых и невоздержных членов Братства. В 1911 году число лиц, пожелавших оставить пить охмеляющие напитки, достигло 160 человек.
     Члены Братства часто совершали паломничества по святым местам.
     24 апреля 1911 года на очередном заседании Братства было постановлено «в благодарность Богу и в подкрепление себя на дальнейшую борьбу со злой страстью» совершить паломничество в Оптину пустынь на три дня — 25, 26, 27 мая.
     В Летописи Скита Оптиной пустыни сохранились описания крестных ходов, совершавшихся Братством трезвости при Белевском Спасо-Преображенском монастыре, в частности приведено и описание крестного хода 25–27 мая 1911 года:
     «Мая 25. Сегодня около 9 часов вечера скитская братия, по благовесту в большой монастырский колокол, отправилась к западным вратам монастыря встречать крестный ход из г. Белева с чудотворною иконою святителя Николая. Во главе крестного хода был о. архимандрит Петр, настоятель мужского Белевского монастыря. Тотчас по прибытии хода во Введенском соборе пред чудотворною иконою святителя Николая был отслужен о. архимандритом Ксенофонтом соборне с монастырскими иеромонахами молебен. Почти все участники хода (в коем было до двух тысяч человек) принадлежали к Обществу трезвости, учрежденному о. архимандритом Петром в Белеве.
     Мая 26. Сегодня по благословению о. скитоначальника трапеза была на полчаса ранее обычного и после нее иеромо¬нах о. Ираклий с некоторыми из братий Скита отправились в монастырь для принесения в Скит чудотворной иконы. Здесь святая икона встречена трезвоном. В новом скитском храме был пред нею отслужен о. игуменом Варсонофием с иеромонахами о.о. Адрианом, Ираклием и Кукшею молебен. — В сей день за литургией в монастыре причащалось до 800 богомольцев из трех потиров. В конце обедни о. архимандрит Петр сказал горячее слово, обращенное к трезвенникам. В 3-м часу дня святая икона была отнесена в Козельск, откуда обратно принесена в Оптину.
     Мая 27. Сегодня по благословению о. игумена братия Скита после утреннего правила отправилась в монастырь, во Введенском соборе коего был отслужен пред чудотворною иконою молебен. В 11-м часу дня крестный ход отправился обратно в Белев».

     С 23 по 28 июня 1912 года члены Братства трезвости и Общества хоругвеносцев, бывшего при Белевском Спасо-Преображенском монастыре, совершили паломничество к святыням города Болхова Орловской губернии.
     8–9 июня 1913 года был совершен крестный ход к чудотворной иконе святителя Николая, находящейся в храме с. Николо-Гостуни Калужской епархии, отстоящего от города Белева в 18 верстах.
     К этому времени Братство существовало уже почти в течение 3-х лет, но, несмотря на ходатайство о его открытии перед Святейшим Синодом, никаких известий о разрешении на открытие Братства не поступало, не был утвержден и устав Братства. Поэтому архимандрит Петр вновь обратился к Высокопреосвященному Парфению, архиепископу Тульскому и Белевскому, с просьбой об открытии Братства. 5 сентября 1913 года архиепископ Парфений положил резолюцию: «Бог благословит».
     3 октября 1913 года Тульская духовная консистория по слушании прошения настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Петра о разрешении открыть Братство трезвости во имя святителя чудотворца Николая при монастыре и об утверждении устава сего Братства постановила: «Разрешить открыть Братство трезвости во имя святителя чудотворца Николая при Белевском Спасо-Преображенском мужском монастыре и проект Устава Братства утвердить, причем в Устав внести добавления…».
     Деятельность Братства трезвости была признана полезной и 3 октября 1913 года было получено благословение Высокопреосвященного архиепископа Парфения на открытие Братства с резолюцией: «Утверждается».
     17 февраля 1914 года Тульской духовной консисторией было удовлетворено ходатайство председателя совета Братства трезвости архимандрита Петра о разрешении выносить из храма при погребении членов Братства не только запрестольные иконы, но и одну пару хоругвей, сделанных членами Братства на свои средства. На хоругвях был вышит из звезд Святой Крест с надписью вверху: «Сим победиши».

При подготовке статьи использованы: Государственный архив Тульской области. Ф. 3. Оп. 8. Д. 1668; Бурцев М. Ф., протоиерей. Посещение Его Преосвященством [епископом Тульским и Белевским Иринеем (Орда)] г. Белёва, его церквей, монастырей и школ // Тульские епархиальные ведомости // 1894. № 14; НИОР РГБ. Ф. 214. Ф 5-75, 574. № 36.

игумен Герасим (Дьячков)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Московская Духовная Академия

Вы можете разместить эту статью у себя в блогах и заметках:

Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире Поделиться ссылкой в Моем Круге

Эта запись была опубликована 07.07.2010в 09:59. В рубриках: История. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Комментариев (2)

  1. 09.07.2010 в 10:16


    Поправьте, пожалуйста, заголовок, вместо «Уезде Тульской области» поставьте «уезде Тульской губернии»
    игумен Герасим

    Автор: игумен Герасим (Дьячков)
  2. 04.08.2010 в 14:42


    Смотри ролик СПИРТовое разложение. Правдозор.

    Попадая в человеческий организм вместе с пищей, дрожжи не погибают, а продолжают процесс брожения и вырабатывают спирт и углекислый газ. Спирт нарушает баланс микроорганизмов в кишечнике, уничтожая слабых к его воздействию. Множество продуктов питания приводят к выработке спирта в процессе пищеварения и способствуют процветанию спиртовых циклов разложения пищи, приводя к постоянному отравлению. К этим продуктам относятся дрожжевой хлеб, все алкогольные напитки, включая квас, кефир, безалкогольное пиво и др.

    Ключевые (теги) слова видео: дрожжи, дрожжевой хлеб, пиво, квас, алкоголизм, правдозор, спирт, этанол яд, дрожжевое брожение, спиртовое брожение, вздутие, алкоголь яд, вред пива и кваса, отравление алкоголем, мозг алкоголика, цирроз печени, разложение, трезвость, трезвое общество, пьяное общество, безалкогольное пиво, пивной фестиваль, бактерии, грибы, грибки

    Группа ПРАВДОЗОР Вконтакте

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.